Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 "Ласточка" 

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

 

 

 

   

Уважаемые родители (законные представители)!

Все дошкольные образовательные организации переходят  на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (далее - ФОП ДО) с 1 сентября 2023 года.

 ФОП ДО, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО),  определяет единые для Российской Федерации  базовые объем и содержание дошкольного образования, и  направлена на реализацию основных функций дошкольного  образования:

— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина России, формирование  основ его гражданской и культурной идентичности;

— создание единого  ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

— создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления  в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные качественные условия дошкольного образования,  вне зависимости от места проживания.

Федеральный государственный образоваткельный стандарт дошкольного образования и  Федеральная образовательная программа дошкольного образования являются основой для самостоятельной разработки образовательных программ дошкольных образовательных организаций (ДОО), обязательная часть которых должна соответствовать  60% от общего объема программы, а 40% — это часть формируемая участниками образовательных отношений.

ФОП ДО содержит целевой, содержательный и организационный разделы, учебно-методическую документацию, в состав которой входят: рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок для дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты. Дошкольным образовательным организациям  предоставлено право  выбора способов реализации образовательной деятельности.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

 

ознакомиться

 

Рекомендации по формированию инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования

ознакомиться

Презентация "Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем

ознакомиться

Вебинар "Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем"

ознакомиться

Вебинар "Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики"

ознакомиться

Презентация "Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023"

ознакомиться

 

Нормативная база

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) 

Приказ Департамента образования "О переходе на непосредственное полное применение ФОП ДО и ФАОП ДО" от 06.03.2023 №121-О

Приказ МАДОУ ДС №3 "Ласточка" "О переходе на непосредственное полное применение ФОП ДО и ФАОП ДО" от  10.03.2023 №99-О

 

Информация для родителей по внедрению ФОП ДО

Что такое ФОП?

 ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования

Какая цель у внедрения ФОП?

 Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;

- создать единое ядро содержания дошкольного образования;

- создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания

Что входит в ФОП?

Учебно-методическая документация:

  • федеральная рабочая программа воспитания;
  • федеральный календарный план воспитательной работы;
  • примерный режим и распорядок дня групп.

Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы

Что будет обязательным для всех детских садов? ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы
Как будут применять ФОП? ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП
Когда детские сады перейдут на ФОП?

Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года

 

Часто задаваемые педагогами вопросы

Вопрос

 Ответ

Можно ли продолжать работать по ООП, если содержание и планируемые результаты в ней не ниже ФОП ДО

 

Да, можно, если оформить обязательную часть в виде ссылки на ФОП ДО.

ФОП и ФГОС ДО – это основа для разработки ООП ДО. Однако ФОП ДО должна быть обязательной частью ООП ДО, и оформлять ее нужно в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Вероятно, таким образом Минпросвещения пытается снизить бюрократическую нагрузку на детские сады. В этом случае можно будет разрабатывать меньше документации. Также меньшим будет риск ошибиться в обязательной части ООП ДО. 

О том, что детский сад может работать по своей ООП ДО говорит и обновленный Порядок детского сада, в который добавили условие о том, что ООП ДО должна соответствовать ФОП ДО (приказ Минпросвещения от 01.12.2022 № 1048). Это подтверждает позицию, что детские сады должны разработать свою ООП ДО.

Можно ли использовать при разработке ООП ДО на основе ФОП ДО вариативные и парциальные программы?

 

Да, можно.

Используйте вариативные и парциальные программы в части, которая не противоречит ФГОС ДО и ФОП ДО. Эти программы можно использовать при разработке формируемой части ООП ДО. Детский сад выбирает парциальные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Об этом говорит и ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

 

Нужно ли теперь разрабатывать календарный план воспитательной работы или работать по федеральному плану

Да, нужно.

Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех детских садов перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. ФОП ДО дает право наряду с федеральным планом проводить иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей согласно программе воспитания (раздел 36 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей ООП ДО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей дошкольников.

Может ли детский сад самостоятельно разработать режимы дня групп

Да, может. 

Закон об образовании оставляет за детскими садами право самостоятельно определять режим занятий обучающихся и разрабатывать локальные акты, которые в том числе устанавливают режимные моменты (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Кроме того, ФОП ДО содержит только примерный режим и распорядок дня для дошкольных групп (п. 5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

Можно ли работать полностью по ФОП ДО

Это спорный вопрос.

Полагаем, что надо разработать свою ООП. ФОП только основа для разработки своей ООП, обязательная часть оформляется в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО). При этом помимо обязательной части в ООП ДО должна быть еще и формируемая часть, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. По ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная и формируемая часть.

Закон об образовании разрешает не разрабатывать учебно-методическую докуметацию из ФОП, но не всю ООП ДО (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также не стоит забывать о том, что ООП ДО должна учитывать индивидуальные потребности, интересы и особенности обучающихся.

Эту позицию подтверждают и методические рекомендации Минпросвещения. Вариативная, или формируемая часть программы – обязательна с точки зрения реализации требования ФГОС ДО (п. 18 Методических рекомендации по реализации ФОП ДО). В ФОП ДО вариативная часть не предусмотрена, разрабатывать ее должен детский сад. Это значит, что работать только по ФОП ДО не получится. Ее обязательно нужно дополнить формируемой частью, но не более 40 процентов от всей образовательной программы.

На какие методическое пособия можно ориентироваться при реализации ФОП ДО

ФОП ДО не дает инструкций по поводу того, какие именно методические пособия использовать при реализации ФОП ДО. Однако в ней указано, что детский сад использует обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию периодических и электронных ресурсов, методическую литературу, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивное, музыкальное, оздоровительное оборудование, услуги связи, в том числе Интернет (п. 32.8 ФОП ДО).

Нужно ли руководствоваться ФОП ДО при  разработке адаптированных программ для детей с ОВЗ

Нет, не нужно.

Детский сад организует работу с детьми с ОВЗ и инвалидами в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой ДО (п. 28.5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). ФАОП ДО – основа для разработки адаптированных программ в детском саду (п. 2 ФАОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022). ФАОП имеет модульную структуру. Ее разработчики предполагают, что детские сады будут использовать программу как конструктор при разработке собственных АОП.

Надо ли учитывать примерные программы при составлении ООП детского сада по ФОП ДО

Нет, не надо.

Закон об образовании обязывает разрабатывать ООП ДО на основе ФГОС и федеральной программы (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Требование использовать примерные программы из него убрали.

С 1 января 2023 года примерные программы можно использовать при разработке ООП только как источник вдохновения. Например, копировать некоторые абзацы, чтобы составить свою парциальную программу для формируемой части ООП ДО. Лучше не указывать в ООП ссылки на примерные программы – это могут расценить как противоречие Закону об образовании

 


 

 

Дата последнего обновления страницы 05.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения